О сочетаемости цветов
::Назад::

В данной статье я постараюсь вам продемонстрировать, что практически любое сочетание цветов имеет право существовать и также постараюсь дать несколько советов. В связи с этим повествование будет состоять как бы из двух частей; первая - это конспект некоторых книг по цветоведению и вторая мои собственные советы и рекомендации.

Итак, есть такая наука цветоведение, в процессе изучения цвета был составлен "цветовой круг". Условно крайние точки этого круга это синий, желтый, красный и зеленый цвета. Выделяют три группы цветов по сочетанию - родственные, родственно-контрастные и контрастные.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, желтый, оранжевый и желто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов - желто-красные, красно-синие, сине-зеленые, зелено-желтые. При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов.

zvetovoi krugрис.1
Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета - взаимо дополнительные. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов - желто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зеленые, сине-зеленые и зелено-желтые, зелено-желтые и желто-красные. Эти сочетания достаточно активны.

Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь внимание.

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ

Рассмотрим основной фактор цветовой гармонии - равновесие цветовых тонов. Сочетать можно любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов. Два родственных цвета могут быть уравновешены равным количеством присутствующего в них одного из главных цветов, т.е. в одинаковой мере могут быть желтоваты, зеленоваты и т.д. Гармонизация родственных цветов возможна при условии ослабления насыщенности главных или других цветов либо уменьшения их активности путем затемнения. Например, чтобы родственные цвета (чисто желтый и желто-красный) стали гармоничными, необходимо ослабить насыщенность желтого смесью белого в таком количестве, сколько в желто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте.
Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. Однако не все контрастные цвета гармоничны. Случаи трехцветной гармонии. К двум гармоничным родственно-контрастным цветам может быть прибавлен третий - главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета окажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты. К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные зеленовато-желтый и лиственно-зеленый цвета дополнить красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых. (для тех кто не хочет вникать во все эти объяснения - откройте меню Edit Fill в Corel PHOTO-PAINT 8 и там в одном из представлений палитр вам будут предложены всевозможные варианты гамоничных сочетаний цветов рис.2)


photopaintрис.2

В дополнение к отмеченным цветовым сочетаниям существует множество монохромных сочетаний. Монохромные это те цвета, которые имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность.
Эффектно воспринимаются серый в сочетании с черным и белым. При построении композиции на сочетании хроматических цветов с черным, белым и реже серым есть свои особенности. Черный цвет оказывает на хроматические, особенно средние по светлоте и высоконасыщенные красные и зеленые цвета, сильное воздействие: эти цвета светлеют, насыщенность их возрастает, они как бы светятся. С увеличением площади черного цвета в композиции отчетлевее проявляется этот эффект: белый цвет, особенно белые обводки хроматических цветов, сообщают композиции своеобразный колорит; цвета становятся воздушными, пастельными.

РАЗРОЗНЕННЫЕ КОМЕНТАРИИ И СОВЕТЫ

Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся ярче, заметнее один на другом. Один и тот же красный цвет на зеленом фоне смотрится ярко и четко, на оранжевом приглушенно.

Теплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в теплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные - меньше.